Функциональная грамотность
Что такое «функциональная грамотность»?
Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:
«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».
В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная.
Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.
Составляющие функциональной грамотности
1. Читательская грамотность | Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни |
2. Естественно-научная грамотность | Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями |
3. Математическая грамотность | Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты |
4. Финансовая грамотность | Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни. |
5. Креативное мышление | Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения. |
6. Глобальные компетенции | Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем |
Нормативная документация
Федеральный уровень
- УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РФ от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с изменениями и дополнениями)
Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования). Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования», 2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г. Цель программы – качество образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). - ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ от 12 сентября 2019 года №ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»
- ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ от 25 октября 2019 года №МП-П-3591 «О рекомендациях парламентских слушаний. Поручение Правительства Российской Федерации от 12 августа 2019 г. № ТГ-П8-6838»
- ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ от 14.09.2021 г. № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»
- ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ от 17.09.2021 г. № 03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»
- ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ от 22.03.2021-№04-238 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
- ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ от 06.05.2019 г. №-219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО»
Региональный уровень
- Приказ министерства образования и науки Забайкальского края «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций в Забайкальском крае на 2021-2022 учебный год» от 20 сентября 2021 года № 885
- Приказ министерства образования и науки Забайкальского края «О проведении самодиагностики готовности региональной (муниципальной) системы образования к реализации плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся» от 07 февраля 2022 года № 91